Гость
Вход

18.03.2020
Rabota uchebnogo tsentra vo vremya karantina (distantsionnoye obucheniye) 66/5000 The work of the training center during quarantine (distance learning

More...

10.05.2019
The Annual Odessa Conference "Business Assessment - Step by Step" was completed.

More...

29.01.2015
A working group on training assessors

More...

16.12.2014
Round table "Improvement of vocational training of appraisers in Ukraine"

More...


24.12.2014
The Cabinet of Ministers has determined how to access the real estate register

More...

10.12.2014
The same mistake. Market estimates suggest again monopolize

More...


???

Blogs and forums > Member Blogs ASBEU > Kovalskiy Yuri > Круглый стол "Реформирование оценки имущества и оценочной деятельности. Обсуждение проекта изменений в Закон Украины" Об оценке ... "

Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях.
Э. Берк 

 


 

Добрый день, коллеги.

23.07.2015 г. состоялось обсуждение опубликованного на сайте ФГИ проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине". Прежде всего, следует сказать, что данный Проект, перед его публикацией, обсуждался на Рабочей группе, состоящей из представителей оценочных объединений и ФГИ, и был концептуально поддержан практически единогласно. На заседании договорились, что поскольку у ФГИ горят сроки подачи проекта, он использует тот вариант, что есть, а предложения от организаций будут направлены регулятору в ходе его прохождения публичного обсуждения.

На мой взгляд, данный Проект является шагом вперед относительно сегодняшнего положения дел в оценке, но хочу обратить ваше внимание на то, что предложенные нормы Проекта хотя и решают многие болезненные вопросы, однако не меняют идеологию регулирования оценочной деятельности, а, следовательно, не дают в полной мере использовать потенциал саморегулируемых организаций оценщиков для достижения одной из целей дерегуляции - экономии бюджетных средств. Да-да… дерегуляция для государства это вовсе не способ осчастливить общественные объединения, путем наделения их большими полномочиями, а, прежде всего, способ снижения нагрузки на бюджет, и депутаты, рассматривая Проект, будут обращать внимание на это в первую очередь. А что у нас? А у нас, в соответствии с нормами Проекта, Фонд (государство) по-прежнему тянет на себе и сертификацию, и надзор за всем и вся, и существующие реестры. Плюс, к этому всему счастью, предполагается кардинально переработать реестр оценок, снабдив его значительно большим функционалом… и это правильно… делать это нужно, но всё это предлагается делать за счет государства, хотя это вполне по силам объединению саморегулируемых организаций, например, Наблюдательному совету, возрождение которого предложено в Проекте. Также ФГИ предлагается заниматься истребованием отчетов по результатам мониторинга. Задайте себе вопрос, способен ли ФГИ, с учетом его бюджета и количественного состава, вести все эти реестры и базы, а также осуществлять качественный мониторинг работы оценщиков (более 1000 оценок в день)? Думаю, врядли. Значит, мы опять получим в теории красивые слова о дерегуляции и демонополизации, а в сухом остатке негатив в сторону ФГИ и нереализованную идею борьбы с некорректной работой на рынке… это в лучшем случае… в худшем, чиновничий беспредел, когда любой неугодный оценщик может стать легкой мишенью для необоснованных проверок. Уверен, что, в отличие от ФГИ, Наблюдательный совет с более широкими, чем это предлагается в Проекте, полномочиями и функционалом, с такими задачами справится успешно... при этом риск скатиться к репрессиям будет значительно меньше, поскольку данный орган является коллегиальным. Непонятно также, зачем ФГИ проводить проф. подготовку оценщиков, даже совместно со СРОО (см. ст. 16 Проекта). Что такое будет в этом процессе выполнять ФГИ, чего тот же Наблюдательный совет сделать не сможет? Да ничего…. Наблюдательный совет, концентрирующий в себе потенциал как профессионалов рынка, так и профессионалов из гос. аппарата, без проблем способен решать все вопросы, при этом не тратя ни копейки государственных денег. В общем, откровенно говоря, лично мне не очень понятно, как, в обосновании целесообразности принятия изменений, авторы будут доказывать, что эти изменения ведут к снижению расходов государства, если невооруженным глазом видно, что нагрузка на штат ФГИ только растет даже без учета необходимости финансирования создания и ведения модернизированного реестра оценок.

Поэтому уверен, для того, чтобы дерегуляция всё же состоялась, необходимо в рамках предложенного Проекта изменить статус Наблюдательного совета, превратив его из консультативно-совещательного органа в регулятор, для чего нужно изменить процедуру его создания. Дело в том, что вариант создания Наблюдательного совета, предложенный в Проекте, это путь создания либо коллегии, либо консультационного органа (см. статью 22 Закона Украины "Про центральні органи виконавчої влади"), а, соответственно, такой Наблюдательный совет никаким регулятором не является, и всё, что он может, так это давать рекомендации ФГИ (см. п. 6 ст. 22 указанного закона), к которым тот, на своё усмотрение, может либо прислушиваться, либо нет.

Также следует переосмыслить роль ФГИУ в процессе регулирования рынка оценки. Задачей ФГИ должно стать регулирование работы СРОО, а не оценщиков и СОД, и для этого его нужно наделить полномочиями и функционалом, необходимым для такого регулирования. При этом особенно важно, в том числе и для обеспечения независимости оценочных суждений при работе с государственным имуществом, максимально дистанцировать его сотрудников от взаимодействия с оценщиками. Практически единственным органом, где представители ФГИ будут сталкиваться с оценщиками, должен стать Наблюдательный совет, состав которого возможно построить по принципу, предложенному в Проекте (70% СРОО/30% государство).

Таким образом, главными задачами ФГИУ, в сфере регулирования оценки, должны стать:

  • предоставление статуса саморегулируемых организаций оценщиков общественным объединениям
  • надзор за деятельностью СРОО
  • создание здоровой конкуренции между СРОО
  • развитие инфраструктуры для консолидации усилий объединений оценщиков в создании открытого и конкурентного рынка

Такие же функции, как сертификация, создание, распоряжение и администрирование реестров (собственником реестров остается государство), контроль качества профессиональной подготовки, а также мониторинг качества работы оценщиков необходимо передать Наблюдательному совету, представители которого, прежде всего, и заинтересованы в развитии нормального рынка оценки. Сейчас же у меня ощущение, что мы пытаемся осторожно выщипывать кусочки функционала у ФГИ, при этом опасаясь как-бы не получить с полномочиями ещё и ответственность.

Я понимаю, что возникает вопрос "за чей счет банкет?". Ответ прост… за наш с вам. Это не очень приятно, но мы должны понять, что при дерегуляции, о которой сейчас трубят все и везде, к общественности переходят не только полномочия… ей также достаются и обязанности…

Уверен, что стоит подумать и о том, кому нужны все эти реестры, сертификаты, наблюдательные советы и прочее. Поверьте, ни плотникам, ни механикам, ни даже депутатам они не нужны… они нужны оценщикам… нужны для того, что бы рынок мог функционировать нормально, обеспечивая субъектов, работающих по закону, нормальным доходом.

В общем, если мы хотим кататься, то и с санками тоже придется что-то решать… нам предстоит выбрать, либо мы продолжаем просто мечтать об изменениях, либо включаемся в дерегуляцию, но с пониманием её сути.

З.Ы. Чуть не забыл… конечно утрирую, но всё же… считаю, что вполне реально внести в Проект изменения, которые позволят изменить идеологию регулирования, с помощью простого сочетания клавиш Ctrl+H, т.е. путем замены слов "Фонд государственного имущества" на "Наблюдательный совет"… Таким образом мы, с одной стороны, представим оценщикам больше возможностей для осуществления регулирования, а, с другой, снизим нагрузку на бюджет, и действительно осуществим дерегуляцию отрасли, о которой нам столько говорил руководитель ФГИ.