Гость
Вход

18.03.2020
Rabota uchebnogo tsentra vo vremya karantina (distantsionnoye obucheniye) 66/5000 The work of the training center during quarantine (distance learning

More...

10.05.2019
The Annual Odessa Conference "Business Assessment - Step by Step" was completed.

More...

29.01.2015
A working group on training assessors

More...

16.12.2014
Round table "Improvement of vocational training of appraisers in Ukraine"

More...


24.12.2014
The Cabinet of Ministers has determined how to access the real estate register

More...

10.12.2014
The same mistake. Market estimates suggest again monopolize

More...


???

Blogs and forums > Member Blogs ASBEU > Sergey Frolov > Some thoughts on evaluation.

Некоторые мысли об оценке.

Просто мысли и наблюдения, часто не связанные между собой. Я не претендую на истину в последней инстанции, просто мне кажется, что по поводу этих вопросов стоит задумываться хоть иногда, несмотря на то, что многим сложившееся восприятие кажется незыблемым.

Анализ НЭИ. Правильно ли это и почему именно «эффективного»? Всегда ли участник рынка в основу своих действий закладывает именно эффективность? И о какой эффективности речь идет? Экономической? Совокупной? Эффективности завтрашнего дня? Пишут об этом много, рассматривая в основном вариант «наиболее вероятного использования». Сдается мне, раз уж мы в оценке моделируем типичное поведение участника рынка, может, и использование нужно брать «наиболее типичное» (НТИ)? Или просто типичное использование (ТИ). Существенной разницы между ТИ и НВИ нет, но как по мне, понятие ТИ более конкретное, чем НЭИ и НВИ, оно прямо вытекает из анализа рынка и оно же служит основанием для выбора используемых в оценке подходов, поскольку прямо отражает мотивационную составляющую участников рынка. Такая структура действий оценщика кажется мне более последовательной и логичной.

Собственно подходы. Ни у кого не возникало ощущения насилия над сознанием в процессе согласования результатов оценки, полученных разными подходами? У меня – да. Такое согласование необходимо оттого, что мы обязаны либо использовать все три подхода в оценке, либо обосновывать отказ от одного или двух. Это не всегда оправданно, приводит к тому, что все подряд подходы используются по принципу «разумной осторожности», что перегружает оценку и оценщика лишним текстом. Редко такая работа полезна, чаще она где –то между смешным и неэффективным и на пользу только целлюлозникам. А что, если зайти с другой стороны – обосновывать не отказ, а использование подходов? Исходя из ТИ. То есть однозначно нужно использовать один подход, при этом не запрещены к использованию ни второй, ни третий. Логика участников рынка редко опирается на три классических подхода. Чаще всего – на один, максимум на два. Использование подходов, не используемых на рынке, вредно для оценки. Хорошо бы мысль этого абзаца закрепить нормативно.

Теперь о сути подходов.

Про затратный совсем недавно и очень замечательно написали Я. Маркус с В. Ворониным. ЗДЕСЬ.

Доходный эффективен в том случае, если типичный покупатель каким-либо образом ориентируется на доход от использования объекта и меньше – на себестоимость и цены предложений. Это сегмент коммерческой недвижимости среднего калибра - АЗС, ресторанов, элеваторов, складов. В некоторых случаях у участников рынка принято считать стоимость по упрощенному алгоритму, например, «две годовые выручки» (не наш метод, но все же). Такую логику, но уже с нормальными расчетами, возможно воспроизвести в рамках оценочных процедур и это будет отражением рынка.

Сравнительный – понятно, наиболее рыночный, при условии, что типичный покупатель ориентирующийся на данные рынка, в части предложений (сделок), имеет на что ориентироваться. Идеальный сегмент – массовая недвижимость – квартиры, участки, дома. В кризисные времена активно звучала мысль о том, что данные предложений по типовым объектам недвижимости не имеют ничего общего с рынком, поскольку продажи осуществляются по неким Иным Ценам. Давайте рассмотрим типичные действия участников рынка. Для формирования представления и стоимости своего или приобретаемого актива участник рассматривает доступную ему базу – базу предложений. База состоявшихся сделок недоступна даже специалистам – как риелторам, так и оценщикам, а значит, не формирует у рынка понимание стоимости.

Оценщик должен знать и руководствоваться логикой участника рынка и использовать данные рынка в части доступной и чаще всего используемой участниками рынка. Разница (иногда действительно большая) между ценой предложения и ценой продажи объясняется влиянием двух факторов: уровнем наглости и нужды покупателя, и температурой паяльника в туловище продавца.

Все просто, оценщик не регулирует цену на рынке, он ее выявляет, и процесс этого самого выявления – воспроизведение типичной для этого времени, этого региона и этого сегмента, логики. Рынок и его состояние оценщику может не совсем нравиться или казаться нелогичным, но сути дела это не меняет.

Вот так, задумываясь о том, в чем ты вчера был абсолютно уверен, делаешь сам себе неожиданные открытия.