Жара минула. Опять пришло нескучное лето…
Здесь изложено мое личное весьма субъективное и немного циничное, но честное видение текущего процесса, которое может не совпадать с мнением членов и членов Правления АСБОУ.
Что было.
Вначале было УТО. Исторически сложившаяся организация, её образование по значимости для развития оценки в Украине, сопоставимо значимости изобретения если не колеса, то…, ладно, колеса. Образовывали её прогрессивные люди, хотя некоторые из них почти сразу остановились в своем оценочном развитии уже тогда…
Практически сразу же её Рада стала закрытым клубом, каковым и есть по сей день на радость членам этой самой Рады и к расстройству тех, кто не успел на дилижанс. Радость длилась достаточно долго, но появились социалисты в Фонде - и из чьего-то ребра появилась АФО, и все потому, что некто вполне логично захотел альтернативу закрытому клубу, где сам или не состоял или состоял, но не в том ранге. Появились остальные известные и не очень СРОО, правда, последние из них- как-то неожиданно даже для тех, кто теоретически должен был в них состоять… Я имею ввиду не определившихся в выборе СРОО оценщиков.
В этих условиях как-то незаметно потеряла свою значимость работа с членами СРОО, заказчиками и потребителями оценки, а эту работу с успехом заменила активная административная деятельность Голов, Рад и их членов в пользу своих компаний. СРОО постепенно превратились в два в одном: админресурс и бизнес - проект одновременно – портфели в Набсовете и веский вход в дверь регулятора вовсю способствовали тому. Не лучший ход истории, но все двигалось так как двигалось и ни оценщики, ни СРОО, ни регулятор, ради бога, не хотели иного течения событий, каждый этаж устраивала его высота, а потому в том, что так сложилось к 2010 году и винить некого, кроме оценочного сообщества. Саморегулирование в оценке как таковое развивалось до 2001 года, то есть до тех пор, пока не был принят профильный закон, который и зафиксировал уровень его развития, к сожалению, как потолочный. Постепенно бренд «СРОО» для оценщиков стал негативным, а для заказчиков и потребителей - нейтральным.
Что стало.
Пришло новое руководство в регулятор. Люди неглупые, быстро обучающиеся и далеко не бездельники, даже летом. Справедливо заметили, что не все ладно в нашем королевстве. В их умах активно формируется новая концепция рынка оценки в Украине и соответственно, новые способы влияния на этот рынок. В воздухе вовсю летает идея нового законопроекта. Тут же активизировались печально известные оценщикам депутаты и сделали лицо, будто они причастны. Заинтересованные топ-лица от оценки потянулись на Кутузова ежедневным организованным косяком в качестве буцим-то консультантов, поливая грязью большинство кроме себя как на всякий случай, так и в ожидании грядущих розыгрышей заказов… Рынок оценки вновь стал актуальным для верхних и внешних субъектов из числа неленивых.
В таких условиях у СРОО напрочь исчезли шансы оставаться как раньше без пристального внимания Фонда, или как там у классиков про Воронью слободку – «Дом был обречен».
Задача, которую Фонд перед собой поставил в этих условиях - превратить наши СРОО в саморегулируемые организации – дело нужное, и его, регулятора, прерогатива. Но… то ли топ-консультанты как всегда себя и влияние свое переоценили в разы, то ли жизнь такая, а первый шаг Фонда в добром в общем-то деле, получился или не с той ноги, или нога оказалась слишком уж толчковой. В этих авгиевых конюшнях, для начала сразу и решительно, все участники процесса вступили в душистый навоз, а именно.
Из шести подконтрольных организаций пять неожиданно стали огрызаться и обращения подготовили быстро и слаженно, что нехарактерно для титульной нации, причем явно не сами и явно не плохо. Я их всех уважаю, но не говорите мне, что они сами это написали. Что их сделало сказочно смелыми и дружными? Откуда такая способность внутренне и внешне напрягаться? Не сказать, чтоб не могли собрать данные и представить документы, пусть и с опозданием. Не сказать, что квоту не наберут – это дело техники, в крайнем случае - консолидации. И вряд ли принципы или снобизм заели. Выполнение или невыполнение ими требований Фонда сегодня – прецедент, который навеки определит тип их взаимоотношений с регулятором – кто кого строить будет. Отсюда вывод – пятерка не так проста, как казалось всем, кроме них и у них за спинами тоже кто-то есть.
Шестая, то есть первая организация, со всем согласилась и легла вся в надежде на одиночество и эксклюзив от регулятора, но Фонду от этого ещё больше не легче – теперь это вообще выглядит как расчистка рынка саморегулирования под неё, а у неё с имиджем и так не все в порядке, а на фоне воскресших идей её руководства об обязательном членстве, так иногда лучше жевать, чем говорить…
Не стану также комментировать правильность действий СРОО и Фонда – все немножечко неправы и в итоге как –то не очень интеллигентненько получилось, что не совсем свойственно для украинской оценки. Не надо быть сильно большого ума, чтоб понять – если всем не сделать шаг навстречу, то нынешние нервы – самое лучшее, чего всем участникам процесса можно ожидать завтра. За исключением тех, cui bono.
Cui bono?
Фонд.
Геволт на рынке оценки в эпоху суцильной и суицидальной стабилизации всей страны накануне местных выборов Фонду нужен? Нет. Принципиально ли ему сколько будет СРОО – семь, две или одна? Скорее нет, чем да. Документы, не содержащие информации, срочно нужны между отпуском и жарой? Нет. Все догадались, не ему bono.
Подписанты.
Пятерку подписавшихся СРОО бодрит и радует душу текущее положение дел до приказа. Им, как деньгам, тоже тишина по нраву, если их не трогают или трогают, но постепенно. Значит, bono и не им.
УТО.
У них была та же жара и те же отпуска. Тоже свои скелеты в шкафу имеются. Так же неприятно писать друг на друга сиамские рецензии. То есть, с точки зрения здравого смысла – нет. А с учетом их мании величия и неизлечимой тяги к монополии – получается, что да, хотя думать хочется все же с точки зрения здравого смысла…